Живая типографика Александры Корольковой

В прошлом году я прочитал книгу — Живая типографика, автор Александра Королькова. Книжка по настоящему полезная и не рассказать о ней грех. Многим начинающим дизайнерам может казаться что дизайн — это Фотошоп. Дизайн — это компьютер и программы. И самое главное научиться владеть Фотошопом и вот тогда ты дизайнер. Думают так начинающие дизайнеры лишь потому что родились недавно. 25 лет назад не было ни компьютера, ни интернета, ни дигитального издательства. Дизайн между тем был, без компьютера и без Фотошопа. Если математика — мать наук, то типографика как минимум старший брат (если не отец) в семействе дизайна. Но понимание этого приходит не сразу. Поэтому молодые дизайнеры как-правило полностью игнорируют шрифты, уделяя внимание лишь картинкам.

Качественная типографика, хороший подбор шрифтов, эстетика расположения элементов при этом создают до 50% листовки, буклета или каталога. О книге вообще молчу. После развала Союза на рынок хлынула масса дешевых некачественных поделок от различных издательств «Рога и копыта». Большая часть этих издательств благополучно умерла. Книги 90-х радикально отличались от книг 80-х, 70-х и тд. Домашняя библиотека у нас всегда была большая (более 7000 книг), и невольно сравнивая новые книги со старыми, я всегда на уровне ощущений понимал что старые сделаны лучше. Лучше выглядят, качественнее смотрятся.

Будучи ребенком я не мог рационализировать свои ощущения от книг, но теперь, спустя время, эти причины очевидны. Отвратительная бумага, совершенно убогие шрифты, элементарное отсутствие отступов, искусственное растягивание межстрочного расстояния (лишь бы страниц побольше получилось), слишком крупный кегель. Бумажная продукция 90-х (как и весь дизайн) была на столько же убога, как и сами 90-е. Что логично, так как с разрухой в индустрию хлынули неучи и самоучки. Благо, черный период подходит к концу, неучи выучились, тех кто не хотел учиться выперли насильно.

Главное, что нужно понять о дизайне и типографике — не смотря на обилие правил и закономерностей, в дизайне нет аксим. Каждая из аксиом может быть нарушена при должном обосновании. Все писанные и неписанные правила упираются в собственное ощущение прекрасного.

В типографике, как и в любом виде искусства, нет места безапелляционно «нельзя». Однако нарушение правил должно быть осознанным и оправданным: неосознанное нарушение правил — невежество, неоправданное — хулиганство. (Живая типографика)

В течении веков типографика и издательство являлись занятием опасным для здоровья. Буквы вырезались из меди при помощи палки и веревки, куча медной пыли проникала в легкие. Хоронили дизайнеров типогравоф в братские могилы прямо за углом. Дизайн типографики всегда упирался в технические возможности. Сложность производства не позволяла делать очень многое в издании книг. За века сформировалась определенная эстетика и привычная нам с детства подача. Дигитальная революция смела все технические сложности. Сложностей больше нет, а технические правила связанные с материальным набором букв остались. Есть мнение — за следующие 50 лет все ортодоксы наборной печати, все эти длинные/короткие тире, окончательно отойдут в мир иной.

Задача начинающего типографа — научиться различать профессионально и непрофессионально выполненную работу и не ориентироваться на дурные примеры. (Живая типографика)

Автор книги Александра Королькова — натуральный ремесленник и практик. Именно таким и должен быть настоящий автор книги о ремесле. Автор десятка известнейших шрифтов, преподаватель, победитель международных конкурсов, и, конечно, блоггер. Интервью с автором можно прочитать тут.

Книга — Живая типографика, будет полезна каждому начинающему дизайнеру. В книге есть всего понемногу. В ней и исторический экскурс, как типографика сформировалась и почему она именно такая какая есть. В ней и практические знания. В ней и описание текущего положения дел в России. Наиболее ценным в ней является связь с западной терминологией. Крайне ценная информация для «компьютерных дизайнеров», начинающих свой путь с Фотошопа. Терминология на обоих языках позволяет соединить в голове панельку Characters с типографикой в целом. Расставить все по местам.

Очень низкий уровень шрифтовой культуры — одна из основных проблем современного российского графического и шрифтового дизайна. Большинство дизайнеров не может отличить плохой шрифт от хорошего, поэтому повсеместно распространены неудачные кириллические версии и непрофессионально сделанные шрифты. (Живая типографика)

Тем не менее книга не читается легко. И вот почему. Есть такие книги как «Преврати себя в бренд«, вода водой, книга читается за день, после прочтения в голове пустота, так как голова при чтении не работала вообще. «Живая типографика» отличается чрезмерной плотностью полезной информации, голова работает. Это вроде и не минус, наоборот хорошо, но плотность информации превращает популярную книгу в учебник, который не почитаешь листая страницы. В начале каждой главы дается терминология, но терминологии слишком много и за раз её не запомнить. В итоге приходится постоянно возвращаться к началу главы и перечитывать терминологию. Подавать термины надо было не списками, а органически встраивая по слову в повествование.

Книга замечательна своими цитатами. На протяжении всей книги идут высказывания известных типографов и шрифтовиков 15-20-х веков. Книга является популярной, но полностью от учебника уйти не удалось. Я бы сказал что Живая типографика Александры Корольковой является популярно написанным учебником. Поэтому для полного усвоения читать её нужно вдумчиво, по возможности несколько раз, делая пометки и выписки. Для меня эта книга оказалась полезной и интересной. Если до сих пор вы не сильно вдавались в шрифты, советую начать знакомство с ними с этой книги.

Живая типографика на Озоне

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *