Дизайнерам. Зачем проходить тестовые задания?

В разделе Задать вопрос появился вопрос от одного из читателей моего блога. Зачем нужны тестовые задания при устройстве на работу дизайнером? В каких случаях их нужно выполнять, в каких случаях от них нужно отказаться? И наконец, как относиться вот к такому тестовому заданию?

Тестовые задания и первая работа

На свою первую работу связанную с дизайном (пусть и отдаленно) я попал благодаря тестовому заданию. Работа была связана с переверсткой готовых документов. Компания занималась переводами текстов с любых языков мира.

Например, присылают инструкцию холодильника Электролюкс на английском. Нужно выдать точно такую же, но на эстонском. Для этого в готовом файле удаляем весь текст и ставим свой. Естественно документы для переработки не пригодны для переделки. Чаще всего присылали зашитые и перешитые PDF, с тонной масок, текстом в кривых. И вот вам задачка: в английской версии текст одного объема, в эстонской другого, в русской третьего. Значит нужно двигать все иллюстрации. В английской версии надписи вшиты в графику, а перевод требует меньший объем текста. Значит графику нужно дорисовать, потому что под плашками с текстом она не сохранена.

Работа была скверной и срочной, документы шли один за другим. Но именно с неё я начал приобретать свой первый профессиональный опыт. Путь даже и в работе с Акробат Ридером, Иллюстратором и Вордом. Естественно, на входе было тестовое задание. Работодателю нужно было убедиться что я способен заменить текст, дорисовать иллюстрации и вообще справиться с работой. Тестовым заданием на этой работе была замена текста и дорисовка не хватающих элементов иллюстрации.

На следующей работе без тестового задания тоже не обошлось. Я пришел на собеседование и уже через 20 минут меня отправили за компьютер оформлять постеры. С этой задачей я справился быстрее всех, а вместо одного постера предложил несколько дополнительных. Через день я уже работал в этой компании. Тестовые задания преследовали при устройстве на любое место. Не избежала этой участи и должность арт-директора в РА Маньяко, на которой я начал работать в 2013 году.

Тестовые задания — реальность

Нет никакого смысла ломать себе голову: а имеют ли они право давать такие тестовые задания, а имею ли я право отказать. Наем работника связан с серьезными деньгами. Наем неправильного работника связан с потерей больших денег и времени. Работодатель, естественно, имеет право предложить тестовое задание для всех кандидатов на должность. Это позволит ему как минимум отсеять халявщиков, проф непригодных и слабо мотивированных кандидатов, а эйчар потратит куда меньше времени на отбор претендентов.

Тестовые задания отсеивают халявщиков, проф. непригодных и слабо мотивированных.

Хорошее место в хорошей компании неизменно привлекает сотни страждущих, и нужен естественный барьер для отсеивания несерьезных кандидатов. Таким барьером является тестовое задание. Если работодатель имеет право предлагать тестовое задание, дизайнер имеет право от него отказаться. Чем вызван такой отказ?

Если дизайнер испугался задачи, так хорошо. Компании не нужен сотрудник, который не уверен в собственных силах. Я не раз принимал участие в найме работников, фрилансеров. Опыт показывает, что если человек не уверен в том, что справится с задачей, скорее всего на практике только неделю назад он открыл букварь по этой теме. Если же дизайнер компетентен, но страдает острой формой неуверенности в себе, такой работник не нужен тем более. Своими депрессивными приступами он будет тянуть назад всю команду, с ним придется проводить регулярные психотерапевтические сессии, а это никому не надо.

Если человек не уверен в своих силах, скорее всего букварь по этой теме он открыл на прошлой неделе.

Если дизайнер отказывается потому что, «а не офигели ли они на тестовом задании требовать аж столько?», еще лучше. Дизайнер, который не хочет проходить тестовое задание ставит на первое место деньги, а не смысл. Если вакансия не является для него достаточным призом, нужно ли ему работать в этой компании вообще? Очевидно что речь не идет о работе мечты. Работодателю тоже не нужен незаинтересованный работник.

Естественно, бывают ситуации, когда тестовое задание доводится до идиотии. Например, компания Рога и Копыта, предлагает создать лендинг, сайт, ведро буклетов и наружку. Это явно реальные заказы этой компании. Задача явно чрезмерна. Сама компания явно никому не интересна, в неё не ломится толпа желающих поработать. Спрос и предложение расставит все по своим местам. Если желающих не будет, компании придется снять свои завышенные требования. Но если желающих сто человек, тестовые задания просто необходимы.

Ребята, все очень просто. Если вам нужна работа в компании Икс, вы делаете тестовые задания. А не нужна, то не делаете.

Тестовые задания — это реальность. Бороться с реальностью все равно что бороться с ветряными мельницами.

И вот цепочка наших рассуждений привела нас к вакансии в компанию Додо Пицца. Я не знаком с этой компанией, но слышал о ней только хорошее. У неё хороший брендинг, серьезно поставленная работа, ребята работают над автоматизацией процессов и быстро расширяются. Копирайтинг им прорабатывал Максим Ильяхов. Вакансия составлена грамотно, задача интересная. Я бы сказал что эта работа достойна внимания.

Из собственной практики могу сказать, что дизайнер, который устраивается на подобную работу, отвечает за всю дизайн стратегию. По итогам работы в такой компании можно написать цикл статей и даже книгу. Именно так и поступил ведущий дизайнер Mail Chimp — Аарон Уолтер, написав книгу Эмоциональный веб-дизайн.

Тестовые задания — это реальность. Её можно принимать, не принимать. Это ничего не меняет. В двери популярных компаний как ломились толпы желающих, так будут ломиться и завтра. Сортировать поток можно только грамотными тестовыми заданиями. Малопривлекательным компаниям наоборот придется снижать требования, чтобы иметь выбор хоть из кого-нибудь.


  • nick

    многие веб-студии реально зажрались. столкнулся с такой ситуацией:
    студии требовался джуниор дизайнер на отрисовку баннеров, а у меня был подходящий кандидат. его не взяли, т.к. провалил тестовое задание: нарисовать лендинг на 8 экранов,
    спрашивается: зачем давать тест на лендинг начинающему, если работать кандидат будет с баннерами? и они всё ещё ищут, хотя это было около года назад.