Менеджер против дизайнера. Как организовать работу?

Как все устроено в плохой компании? В плохой компании менеджер всегда против дизайнера. В союзе с клиентом эти двое заклевывают дизайнера до смерти. Клиент недоволен дизайном. Менеджер не доволен тем, что клиент недоволен дизайном. В итоге дизайнер крайний.

Плохой менеджер обязательно пересылает дизайнеру все нелицеприятные отзывы клиента, никак их не обрабатывает. Не ставит перед дизайнером задачу. Просто вываливает на него письма. Если это происходит в вашей компании, познакомьтесь. Перед вами скверный менеджер. Если в компании давно такие порядки, перед вами скверная компания. Дизайнеры там долго не выдерживают. Их заклевывают.

В плохой компании менеджер берет на себя функции арт-директора. Но менеджер не арт-директор, он не понимает как нужно работать с дизайнером. Чтобы обосновать свои правки менеджер использует терминологию, смысл которой не знает, но краем уха когда-то слышал в журналах типа Лайфхакер. В итоге получаем директивные правки от человека, который плохо понимает что нужно сделать, и что будет если так сделать.

picedit

Чаще всего таким подходом страдают не дизайн студии, а компании чего угодно, которые нанимают одного дизайнера в штат. Руководит таким дизайнером секретарь, маркетолог, менеджер проекта, начальник отдела или все вместе. Как оценивать дизайнера при приеме на работу они не знают, поэтому оценивают по понятным критериям (опыт, пожелания зарплаты). Попасть на такую работу может даже новичок. А вот дальше придется выплывать и подстраиваться под субъективные вкусы руководства.

В плохой компании менеджер берет на себя функции арт-директора. Получается не очень.

А в хорошей компании?

В хорошей компании менеджер — друг дизайнера. Он формирует и ставит задачу, получает от дизайнера результат, принимает его и несет перед клиентом ответственность за результат. Основная задача менеджера с точки зрения студии обласкать клиента и снять с повестки дня максимальное количество правок.

Почему? Потому что правки — это зло. Если проект оплачивается по фиксированной ставке, любая правка увеличивает время производство (работы становится больше, а денег столько же). Большое количество правок может потопить проект.

Правки — это зло. Большое количество правок уводит проект в минус.

Правки от клиента — далеко не всегда возмущение и бурные эмоции. Часто клиент размышляет вслух, предлагает решения, которые навредят проекту, слушает советы со стороны. Качество этих советов не всегда хорошее. Задача менеджера находить правильный баланс между «пойти на встречу» и «защитить продукт студии».

А в очень хороших компаниях?

В очень хороших компаниях менеджер не принимает участие в творческом процессе. Творчеством занимается арт-директор. Любая работа проходит его контроль. Вместе с арт-директором менеджер должен стоять насмерть за продукт студии, защищая его перед клиентом.

И вы меня спросите? А если дизайнер действительно сделал фигню?

Все просто. Если дизайнер сделал фигню, её не отсылают клиенту. Фигня ловится на взлете, потому что оценивает работу не менеджер, а арт-директор.

Как избежать фигни? Дизайнера нанимает студия. Если дизайнер работает в студии, значит он прошел все собеседования, сделал тестовое задание, его изучили, обследовали, просмотрели его портфолио. Логично? Иначе, в чем смысл найма плохого дизайнера?

Представим: менеджер по продажам ругает свой товар, потом звонит на завод и в сердцах высказывает производителю все о низком качестве телевизоров. «Все надо переделать» — отрезает продавец и вешает трубку. Представить эту картину сложно. Такой продавец не продержится на своем месте долго. Если менеджер по продажам и ругает товар, то на контрасте впаривает другой. Затем приходит новый клиент, и менеджер будет впаривать тот товар, который только что «не советовал». Это нормально. Товары такие какие есть и их нужно продать.

Все что сделано внутри студии принадлежит студии, без разницы кто поименно создал конкретный дизайн. Студия — это фабрика по производству дизайна. Дизайн — это товар студии. Как любой товар, его нужно продать. У правильной студии всего две задачи:

  1. Создавать дизайн, который соответствует выбранной планке качества,
  2. Продавать этот дизайн клиентам.
  3. И, конечно же, менять мир. Куда теперь без этого…

Без продаж не будет дизайна, без дизайна продаж (менять мир на сухом пайке тоже затруднительно). Нанятый дизайнер не враг студии, с ним не нужно бороться. Войдя в команду он становится её частью, а его работа становится частью выпускаемой продукции дизайн студии.

Без продаж не будет дизайна, без дизайна продаж.

Что в итоге?

В хорошей студии дизайнер не крайний, а менеджер не деспот. Задача студии наладить производство качественного дизайна с одной стороны и продажи с другой. Если клиенту не понравился дизайн — это в 95% вина руководства. Это студия не выявила опасные звоночки клиента, не проработала ожидания клиента на ранних стадиях, неправильно сформулировала задачу перед дизайнером. В конце концов наняла плохого дизайнера, который умудрился пройти все этапы приема на работу, а потом сделать некачественный продукт.

Фигня случается. Чаще всего виноват не дизайнер. Любую проблему можно решить. Пообщаться с клиентом, снова поставить задачу, привлечь другого дизайнера. Хороший менеджер проекта — продажник дизайна, а не почтовый голубь, который только перекидывает негативные письма и устраняется от проекта. Подобная работа не нужна ни студии, ни клиенту, ни дизайнеру.

Аминь.


  • acidmer

    в точку!

  • Видео, которому уже 2 года, а актуально будет, наверное, еще десятилетия
    https://youtu.be/UoKlKx-3FcA
    ИМХО идеальная ситуация для небольшой студии (нет арт-дира), когда менеджер и дизайнер работают в паре, в том числе и при переговорах с клиентом. Да, дизайнеру придется развивать коммуникативные навыки, которые у визуалов атрофируются довольно быстро =) Но, если не хочешь надувать шарик в форме котенка — либо защищайся сам, либо с напарником, либо надейся, что тебя кто-то защитит…;)