Что хотел заказчик? Правки в дизайне.

Плохой дизайнер уверен в том, что клиент только и мечтает как бы понизить качество работы дизайнера. Вот провел дизайнер десять часов за макетом, выслал работу. Клиент смотрит: нет, это слишком хорошо, надо заваливать результат. Что хотел заказчик — непонятно.

Ведь только так можно объяснить директивные пожелания о перестановке элементов, увеличении шрифтов, изменении цвета и все такое прочее. В голове дизайнера возникает святой лик Стива Джобса, который напоминает: «Нет никакого смысла нанимать специалиста, что бы указывать ему что делать». Заказчик, однако, с золотым фондом цитат Стива Джобса не знаком, поэтому продолжает заваливать правками.

Сегодня мы поговорим о тех ситуациях, когда правок не просто много, а очень много.

Что хотел заказчик?

Плохого дизайнера не посещает элементарная мысль — это он не смог понять что хотел заказчик. Он не разобрался в задаче, он не залез в голову к клиенту, не провел разъяснительную работу. Вместо того чтобы понять истинные желания заказчика, бросился ваять дизайн и сел в лужу.

чего хотел заказчик

Разница между плохим и хорошим дизайнером простая. Хороший дизайнер понимает чего хотел клиент, и делает все как нужно сразу. Плохой дизайнер понять этого не может, и играет в угадайку. Принимает правки по работе на свой счет и искренне обижается.

Клиент выдает правки не потому что хочет испортить дизайн, а потому что хочет его улучшить. Другое дело: клиент не знает как нужно работать с дизайнерами, не знает как выдавать правки, как добиваться желаемого результата от нерадивого подрядчика. Клиент, зачастую, сам скатывается в вкусовщину, забывает о реальных целях проекта, запутывается в эмоциональных ощущениях, постоянно сомневается и боится выкинуть деньги на ветер. Задача хорошего дизайнера распутать клубок этих противоречий, понять что хотел заказчик, при необходимости сформулировать и утвердить задачу, разработать для неё решение.

Клиент не знает. Дизайнер знает

Хороший дизайнер, как психолог, залезет в голову заказчика и вытащит из неё все необходимое. Клиент не знает какую информацию предоставить дизайнеру? Дизайнер знает. Это он разрабатывает сайты, визитки, листовки. Это он знает что и как там делается и какая информация обычно нужна. Он знает типовые размеры буклетов, принципы разработки современных сайтов.

Некоторые дизайнеры поют заказчикам дифирамбы. Мол заказчик лучше всех знает свой продукт, заказчик интуитивно понимает что ему нужно. Он не всегда может это сформулировать, но как пророк зрит в корень, сразу ловит фигню и пытается её исправить.

Ты ничего не знаешь Джон Сноу
Ты ничего не знаешь, Джон Сноу.

Нет. Все не так. Заказчик не пророк, он не всегда разбирается в своем продукте, у него не всегда в голове стройное бизнес мышление. Заказчик часто ориентируется на что-то, что он где-то, когда-то увидел и оно понравилось. Заказчик без проблем обращается к дизайнеру не продумав ни единой детали своего бизнеса, кроме общей идеи да и та, сомнительная.

Заказчик не пророк. Он часто ничего не знает. Вообще.

Заказчик легко запутывается в своих эмоциональных ощущениях, забывает об истинных задачах и уходит во вкусовщину. Хороший дизайнер распутывает клиента, напоминает ему о задаче и сталкивает с суровой реальностью. В конце концов вам шашечки или ехать?

Как-то раз в середине нулевых ко мне обратился клиент, которых хотел сделать Сибирский информационный портал. В принципе, это самое развернутое описание проекта, которое удалось из клиента вытянуть. Клиент не знал как будет монетизировать портал, что должно быть на портале. «Поиск и погода», — говорил клиент. На этом информация заканчивалась.

Сказку про всезнающего заказчика нравится слушать только заказчику. Это помогает продавать себя, но реальность несколько иная.

Исправления в дизайне

Обилия исправлений в дизайне — всегда профессиональный фейл дизайнера. Но чтобы понять, как исправить ситуацию, нужно понять истинные причины исправлений. Их не много, но способы решения у них разные.

Обильные исправления дизайна могут происходит по следующим причинам:

  • Неоправданные ожидания — клиент представлял одно, а получил совершенно другое;
  • Противоречивые аргументы — за спиной клиента секретарь и бухгалтер, которые не могут между собой договориться.
  • Неуверенность и страх — клиент ничего не знает и не уверен что ему «это» подходит.

Неоправданные ожидания

Заказчик представлял себе один результат, а получил совершенно другой.  Клиент представлял себе одну стилистику, а получил другую. Думал что меню будет сверху, а оно оказалось сбоку. Представлял дизайн как в 2016 году, а получил как в 2006 году.

Причины всегда одинаковые: вместо того, чтобы проработать ожидания заказчика, дизайнер бросается в бой. Вместо того чтобы утвердить структурный макет, делает дизайн. Вместо того, чтобы опереться на свои работы в похожей области, обещает золотые горы. Золотых гор не будет. Будут слезы и разочарование. 100500 правок, которые не помогут, потому что дизайнер не выяснил что хотел заказчик на самом деле.

Как исправить? Ловить ожидания клиента на взлете. Показать свои работы в схожей сфере. Объяснить что будет примерно так же. Чтобы избежать макетных правок по стоит заранее утвердить макет. Что бы избежать стилистических правок, стоит попросить клиента показать сайты, которые безусловно нравятся. Попросить аргументировать, что нравится, что нет, почему. Попросить показать «стоп» сайты, дизайн которых неприемлем ни в каком виде. Попросить объяснить, что в них не нравится и отталкивает. Все это помогает понять принципы мышления заказчика, его вкусовую карту, и ожидания от дизайна.

В моей практике был клиент, который хотел сделать дизайн магазина «как у Эппл». Меня он нашел случайно. Прошлый дизайнер его бросил. Мои работы клиенту не очень понравились. Но я предпочел закрыть глаза на тревожные звоночки. Выполненный UX макет клиент не понял. Презентацию не оценил. Ладно, подумал я, клиент просто не понимает макеты. Сделаю дизайн, на дизайне все будет понятно. Первый дизайн вызвал шквал 40-а правок. После первых правок прибыло еще 40 правок. Клиенту не нравилось ничего, даже собственные предложения. Я вернул предоплату и попрощался. Но если бы уделил должное внимание проработке ожиданий, сэкономил бы наше общее время.

Что хотел заказчик?

Противоречивые аргументы

Клиент просит новогоднюю открытку «как в прошлый раз», но получив дизайн, предлагает совершенно новый, ранее не оговоренный, сценарий. Все просто. Заказчик не принимает реального решения, а ретранслирует чужие предложения. Сообщить о них сразу он не мог, потому что не знал. Получив дизайн, обошел весь отдел, собрал все самые противоречивые мнения. Показал дизайн начальству, получил несколько абстрактных предложении из серии «а почему бы нам не попробовать двинуться вот в это направление».

Как исправить? Что бы понять что хотел заказчик, нужно найти реального заказчика. Как все происходит в идеальном мире? Менеджер в компании ИКС назначается вести проект. Он собирает техническое задание, все пожелания заинтересованных лиц, склеивает их собственным видением и отдает студии/фрилансерам. После выполнения правок менеджер лично защищает и презентует проект перед начальством, ведь проект был поручен ему и он за проект ответственен.

В реальном мире все не так. В реальном мире менеджеры стараются уйти от ответственности и превращаются в стрелочников. Дизайн делал не менеджер, а дизайнер. Правки дал не менеджер, а его начальство. Сам менеджер никак их не формулирует, не обрабатывает, не адаптирует. Правки и пожелания противоречивые, потому что высказаны разными людьми.

Важно понять, кто реально заинтересован в реализации проекта и выкинуть из него случайных лиц, ретрансляторов мнений. Начальник слишком занят? Не вопрос. Но если менеджер не имеет должной самостоятельности и боится принимать решения, работа не получится.

Неуверенность и страх

Клиент боится и ни в чем не уверен. Он дает противоречивые правки, постоянно сомневается и отменяет собственные решения. Мы имеем дело с неуверенным клиентом. Худшая стратегия в такой ситуации — пойти на поводу клиента. В глазах неуверенного клиента ценность такого специалиста сразу обесценивается.

Лечится неуверенность аргументами, обоснованиями почему нужно именно так а не иначе, цифрами и готовыми примерами известных брендов. Неуверенный клиент хочет не оказаться в дураках, ему нужно социальное подтверждение решений дизайнера. Так уже делают, некое решение уже пользуется популярностью, вот список сайтов где сделано именно так.

Клиент не уверен, зато уверен дизайнер. Ведь именно он занимается дизайном уже много лет. Худший вариант — пойти на поводу неуверенного клиента. Плюнуть на ситуацию, отпустить вожжи, надеясь на «сделаю как просят, и все наладится». Не наладится.