Почему не нужно делать дизайн открытки

Это очень злая заметка о том, почему дизайнеру не нужно тратить ни минуты жизни на некоторые виды работ. Графический дизайнер — неблагодарная профессия. В мечтах начинающий дизайнер сидит в белоснежном офисе за АйМак ретина и «решает задачи». На практике он сидит в подвале у вокзала и вносит бесконечное количество правок в унылый макет очередной раздатки. В дизайне (как и в других профессиях) есть вершина успеха, а есть дно трудовых будней. Дном трудовых будней является дизайн новогодней открытки. Если хорошенько постучать по дну, оно окажется двойным. За дизайном новогодней открытки следует открытка на 8 марта, после неё открытка на 14 февраля. Дальше дно проваливается полностью, вы проваливаетесь ад, зад обжигает огонь, а на голову сыплются открытки разных дат и поводов.

Бизнес не может без новогодних открыток. Это отличный повод напомнить о себе клиентам, получить новый заказ, вернуть старый долг да и просто сделать человеку приятно. Проблема лишь в том, что приятно хотят сделать все. В любой достойный праздник почта среднего пользователя ломится от бессмысленных поздравлялок. Пробиться сквозь гору спама сложно. Тратить силы и время бессмысленно.

Несколько лет назад я вел два проекта анимированных открыток. Мы работали в студии, два дизайнера рисовали, а я работал с менеджером, клиентом и занимался арт-дирекшеном. Работа началась вначале декабря и плавно закончилась к дню Z. Вначале мы сочинили десяток сценариев подобной открытки. Клиент тщательно выбирал варианты, вносил предложения. Наконец концепции двух сценариев была утверждена. Дизайнеры начали рисовать раскадровки.

Если кто не знает, раскадровка сродни концептам в кино. Тщательно отрисовывается каждая сцена. В результате получаются кадры в Иллюстраторе, которые потом используются в анимации. Каждый дизайнер занимался своей открыткой. По сюжету первой, сексуальная снегурочка пылесосила елку. Что-то там бахало, ухало, зажигалось, в небе появлялось «С новым годом!» (клининг-компания). На второй открытке хитрый дед мороз включал детонатором от динамита подсветку Москва Сити (обслуживание домов). На домах зажигалось поздравление, в небе взрывались остатки салюта.

За месяц работы я написал 20-30 страниц текста. Это и общение с менеджером, заказчиком, правки к дизайну, адаптация правок, аргументы против правок, формулировка очередных правок на понятный дизайнерам язык. Месяц такой работы выжали меня как лимон. Одна открытка шла быстро и хорошо, другая туго и вяло. Наконец открытки были закончены. Клиент доволен, все утверждено, сделаны веб-страницы, открытки выложены и разосланы сотрудникам и клиентам. Мы начали получать обратную связь. Кому-то все понравилось, кто-то не очень. Кто-то посчитал деда мороза упоротым, а снегурочку тощей.

По факту я не ощущал себя на столько обманутым даже когда меня кидали на деньги. Целый месяц я задерживался на работе от 2-3 часов, решал оперативные вопросы, обсуждал с клиентом каждую деталь открытки. Итогом этой деятельности стала разовая рассылка, 20 секунд внимания получателей открытки и десяток разрозненных комментариев. В тот момент по сети активно гуляла исповедь рекламного агента, который на пятом десятке заболел раком и вспомнил о том как 30 лет сидел до ночи ради подобных «открыток» вместо того чтобы проводить вечер с семьей и детьми. Открытие, конечно, не очень своевременное.

Открытка может быть цепляющей и даже гениальной. Но некоторые форматы не заслуживают и десятой доли усилий, которые на них можно потратить. Чтобы сделать хорошую открытку, нужно 1-2 часа креативщика, чтобы накидать оригинальных идей, 2-3 часа копирайтера, чтобы написать задушевный трогательный текст и 1-2 часа дизайнера, чтобы подобрать и отретушировать изображение. Увы, но 99% открыток не такие. Дизайнер убивается несколько дней в лучшем случае, а в худшем несколько недель. После чего на открытку пишут формальную примитивщину, которая гробит весь смысл работы дизайнера. Задача выполнена. Картинка красивая. Перед клиентами выслужились. Галочка в блокнотик и шоколадная медалька в карман.

Люди не понимают главного: любое поздравление — персональное обращение. Клиент хочет, чтобы обращение было личным и искренним. Вместо этого клиент получает формальный «креативный» текст, не интересный даже сторожу автостоянки, и вымученную-вылизанную картинку. Если на работу с текстом нет времени и желания, лучше пойти на сток, выбрать любой новогодний сюжет, написать «С новым годом!», сохранить файл и удалить его. Он все равно никому не нужен, если пожалели времени на продумывание хорошего текста. Картинки ни что, слова все.

Возможно я открыткофоб, но через 30 лет не будет ни этой открытки, ни клиента, ни очередной срочной работы. Будут воспоминания о том как не провел лишний вечер с семьей, зато сделал открытку, о которой все забыли через минуту после просмотра.

 


Добавить комментарий