Плохой дизайнер и плохой дизайн?

Откуда берется плохой дизайн? Сидел я в приемной, листал помятый журнальчик Hello Eesti и ужасался его верстке, типографике, дешевым дизайнерским приемам, слабой либо вовсе отсутствующей ретуши. Почему? Кто это делает? Плохие дизайнеры? Кто их нанимает на работу? Те, кто хотят сделать плохой журнал? А зачем они хотят сделать плохой журнал? Может быть хорошие дизайнеры просто стоят дороже, и нет денег на хороших, сойдут и плохие?

Откуда все эти клюквенные баннеры на улицах? Ужасающие лифлеты? Страшные меню в ресторанах? Вырви глаз скидочные листовки? Мы привыкли ругать дизайнеров за плохую работу, но каждый плохой дизайн кто-то утвердил и напечатал.

Когда Стив Джобс выпускал очередной успешный айфон, я то и дело слышал оклики: «Это все не он, это заслуги команды». Когда что-то шло «не так», виноват был всегда Джобс. Заранее предвзято настроенные товарищи стараются размыть успех лидера, поделив его на команду, но любой провал они концентрируют персонально на нем.

Частичка труда, конечно, принадлежит каждому. Но решающую роль сыграл тот, кто смог построить систему, в которой даже самый маленький винтик произвел именно такой кусочек дизайна, который вместе с остальными кусочками дизайна и софта, соединился в успешный продукт. Чтобы собрать и выпустить правильный продукт, нужно собрать правильную команду. Нужно подобрать правильного технического директора, арт директора и директора по маркетингу. Они создадут механизм и тщательно подберут винтики в каждую его ячейку.

Ну, вы наверняка знаете: хороший сценарий можно угробить плохой режиссурой, а хороший фильм провалить неправильным маркетингом. Правильно созданный механизм производит хороший продукт. В плохом механизме даже отдельный очень талантливый дизайнер ситуацию никак не исправит.

Откуда берутся скверные дизайнерские компании? Все эти: «Мы делаем сайт под ключ» с ужасающими шаблонными макетами. Все эти типографии, у которых можно и дизайн заказать, и распечатать. Смотришь на примеры работ, и хочется наложить на себя руки.

При создании продукта компания заранее закладывает уровень качества. Ведь нас не удивляет качество дешевой китайской продукции? Они используют самые плохие материалы и краску, собирают продукт на экспресс линии. Они экономят на всем. Так ведь он и стоит копейки. Все логично. Эта цена получилась не случайным образом. Плохие материалы были запланированы заранее, чтобы получить самую низкую цену.

В дизайне точно такая же история. Когда-то я был уверен, что  плохой дизайн делают плохие исполнители. Найми хороших исполнителей и будет тебе отличный дизайн. Сегодня для меня очевидно, что проблема всегда в организаторах. Проблема в тех, кто создает систему. Это справедливо для любой компании, даже той где всего один дизайнер. Это справедливо даже для тандема из фрилансера и клиента, потому что они вместе и создают эту единую систему в которой фрилансер является исполнителем, а клиент его «арт-директором».

Система всегда отвечает на вопросы:

  • Какая цена продукта?
  • Какой тираж продукта?
  • Какие сроки выпуска продукта?
  • Какая зарплата дизайнера?

К примеру, привокзальная студия делает дизайн буклетов за 5000 рублей. Сроки выполнения 2 дня. За месяц один дизайнер сможет выполнить 10 буклетов. Это значит, что его зарплата не может быть выше 20 000-30 000 рублей. От величины зарплаты зависит уровень дизайнера, которого возможно привлечь на такую работу. Но даже если предположить, что в компанию пришел очень толковый дизайнер, у нас остаются и другие параметры системы: срок изготовления и цена.

Маленькая цена не позволяет удлинить срок работы над буклетом. В подобных студиях нужно «гнать» на скорость, чем быстрее, тем лучше. Даже если конкретный дизайнер извернется, применит чудеса фотомонтажа в буклете для строителей избушек, сам лично соберет и дорисует гламурные избы, то его инициатива будет либо не замечена, либо перебита правками клиентов. В этой компании технический дизайн не оплачивается, в этой компании нужно быстро подобрать нужную фотографию, замазать низ и положить жирный шрифт Impact, чтобы видно было.

В любой системе существует планка качества. Эта планка состоит из арт дирекшена, срока и окупаемости дизайна. Можно ли работать лучше? Можно, но это не заметят. Со временем дизайнер поймет, что чтобы делать быстрее, нужно отказаться от деталей, которые все равно никто не замечает. Даже тому, кто хотел бы работать лучше, придется работать хуже. Системе не требуются более качественные буклеты. Она ведь не планирует удлинить время на их производство и продавать их дороже. Системе нужны буклеты установленного планкой качества. Можешь лучше? Отлично, но только не в ущерб времени.

Один в поле не воин. Дизайнер не дирижер, чаще всего он скрипач в оркестровой яме. Он разбирается в своей партии, но не видит общей картины, и не учитывает всех нюансов. Дизайнеры — не какие-то уникальные творцы, а обычные рабочие. Никто из них не собирается брать на себя больше чем велено. А те кто собираются, меняют место работы, становятся ведущими дизайнерами и арт-директорами. Инициативные прорываются вверх и постоянно повышают планку качества. Другие годами сидят на насиженном месте.

И я вовсе не хочу сказать, что личный талант дизайнера ничего не стоит. При высокой планке и хорошем арт-дирекшене, дизайнер может выдавать и на 30% выше своих обычных способностей. А на работе с более низкой планкой качества быстро скатится на 30% ниже.

Поэтому я не хватаюсь за голову при виде очередного баннера или страшной газетенки. Я прекрасно понимаю за какие сроки требуется их изготовить, сколько за это платят, какой величины штат и кто там арт-директор (обычно начальник вместе с бухгалтером и секретарем).

И вот наш Hello Eesti. Журнал выходит каждую неделю. Готов поспорить, им занимается всего один дизайнер. Он же верстальщик, он же делает ретушь, он же готовит выпуск к печати и хорошо если он же не является автором всех статей. Готов поспорить, что арт-дирекшеном занимается главный редактор. Результат такой работы предсказуем. А журнал летом закрылся.

5 Comments Плохой дизайнер и плохой дизайн?

  1. Nastasya Kupfer

    Всё правильно расписали. Работаю в оперативной полиграфии. Это значит — прибегает клиент и говорит

    Reply
  2. Nastasya Kupfer

    Всё правильно расписали. Действительно, очень многое зависит от организации самого предприятия. Как раз работаю в такой оперативной полиграфии за копейки. Оперативная — это значит, прибегает клиент, говорит, что ему нужен макет с нуля и напечатать большой тираж «прям счас!». Быстро — значит не качественно. И это касается не только макета, это касается всего процесса печати/резки/прошивки/ проклейки. Начальство никак не может правильно организовать работу. Приходится бросать всю свою такую же срочную работу, и за час рисовать макет, который потом снится тебе в кошмарах. При чем начальство реально не понимает, и всегда возмущается «почему это так много времени требуется на красивый макет? Вы ничего не делаете, только дурака валяете!». Очень редко удается общаться напрямую с заказчиком, чтобы узнать его предпочтения. По сути, чаще делаешь макет для начальника, чтобы ему понравилось. А нравится обычно градиент, размытие и обязательно обводка шрифта поярче.
    Очень хочется делать красивые, аккуратные и креативные вещи, но на такой работе это просто никому не нужно. Чувствую, как деградирую.

    Reply
    1. Дмитрий Веровски

      Если чувствуете, как деградируете, двигайтесь на ступеньку выше.
      Самое печальное в таких работах, так это то что портфолио с этой работы не применить для того чтобы найти работу лучше. Максимум что получится, это найти работу примерно такую же. Так что на вашем месте я бы выделил время после работы для создания чего-то прорывного, стильного, крутого, элегантного и тд. Вообще, в свое время сменить работу с похожего места мне удалось только за счет фрилансерского портфолио. Рабочее можно было даже не доставать. А долго задерживаться на подобных местах не нужно. Года хватит с головой что бы получить максимальный технический опыт. Он пригодится. А дальше будет верчение в колесе.

      Reply
      1. Kupfer

        Да, такими скорострельными работами не похвастаешься. А если сидеть на попе ровно и не учиться, то действительно скатишься.
        Спасибо Вам за мотивацию и вдохновение.

        Reply
  3. Артем

    И снова все в точку работал я в газете и верстал и делал макеты чтоб на красном фоне были красные буквы в красной рамке и с жирной красной обводкой))))) Поработал пол года и ушел получил бесценный опыт.

    Reply

Leave A Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *