Когда клиент не платит. Как бороться?

У опытных дизайнеров не возникает проблемы с оплатой. Почему? Потому что выработана система распознавания клиентов, которые не платят. За всю мою карьеру меня обманывали 2 раза. Наученный горьким опытом я сталкивался с потенциальным неплательщиком еще 2 раза. В этой статье я хочу рассказать о том, как всегда получать деньги за свою работу.

Очень низкая цена

Если вас кидают через раз, значит вы берете слишком мало денег. Наибольшее количество проблем возникает среди заказов до 1000 рублей. Восприятие дизайна всегда не однозначно. Для вас это «еще один баннер». А для заказчика это единственный и неповторимый баннер. Баннер с которым заказчик намерен начать свой супер-успешный Ютуб канал. Баннер, который он тщательно представлял во всех деталях, но за отсутствием умений не может изобразить сам.

Деньги в таких заказах всегда свои кровные. Уровень требовательности повышен. Опыта работы с дизайнером, опыта формулировать задачу практически никогда нет. Распространенная ситуация, когда клиент отказывается от объективно приличного дизайна в сторону аляповатого, цветастого, с 10-ю шрифтами и всеми рюшечками мира.

Конечно, хорошие клиенты есть везде. Но шанс того, что за 500 рублей у вас вырвут сердце, съедят его на ваших глазах, а затем и вытрясут всю душу, куда больше чем при заказе на 100 000. Посоветовать тут что-то сложно. Некоторые работы объективно не стоят дороже 1000 рублей. Но если вы за 100 рублей делаете баннеры, а за 1500 лендинги, призываю задуматься, и либо пересмотреть цены, либо начать повышать квалификацию.

Очень срочный заказ

У нас срочный заказ. Вот знаете, такой срочный, аж ковер под стулом загорелся. Завтра презентацию должен увидеть начальник/крупный инвестор/нужно выслать в печать. Все просто горит, горит.

Знакомо? Делать что-то «к завтра» всегда сложно, поэтому вас могут подкупить простотой заказа. «Ничего сложного, вот почти так же как тут, только ставим наш текст». Полную оплату вам обещают выслать чуть ли не завтра. А сроки то поджимают, нет времени ждать денег, за работу нужно браться уже сейчас. Но при возникновении проблем вам могут просто не заплатить, либо посадить на неограниченное количество правок. Что логично, ведь работу практически не успели обговорить. Ну а дальше вы на крючке. Чтобы получить хоть какие-то деньги, вы будете делать неограниченное количество правок. Чем больше вы потратите времени, тем сложнее будет отпустить работу. Реальной срочности заказа вы все равно не знаете. Ситуация может закончится тем, что параллельно с вами эту же работу выполнит и другой дизайнер. Заплатят в итоге ему.

В срочных заказах менеджер частенько подыскивает сразу несколько исполнителей. Это понятно, у него сроки горят. А если один исполнитель его подведет? Пока вы делаете работу, её же делает еще 9 человек. И менеджер даже заплатит. Но только одному из 10-ти. Срочный заказ не является обманом. Однако, он таит массу опасностей.

Срочность — это услуга. Услуга стоит дополнительных денег. Нужно срочно? Добавляйте 30-50% к стоимости работы. Не начинайте работу без предоплаты. Если же компания большая и предоплату заплатить в короткие сроки не может, постарайтесь узнать контакты непосредственных начальников заказывающего лица. Если ситуация зайдет в тупик, у вас будут хоть какие-то инструменты влияния.

Невнятная задача

Представьте, вы строитель, к вам приходит клиент, чтобы построить дом. Вы просите проект. А проекта нет. Вместо этого клиент говорит: начинайте строить, а там посмотрим. Смешно. Дизайнер не может создать ни лендинг, ни каталог без тщательного технического задания и текстов. Иногда такое задание необходимо составить вместе с клиентом, и это нормально. Клиент не должен во всем разбираться. Тем более в вопросах, которые касаются зоны ответственности дизайнера.

Но если клиент заказывает интернет магазин, чтобы начать свой успешный бизнес, и через несколько вопросов становится понятно, что он ничего не понимает ни в интернет продажах, ни в интернет магазине, к такому заказчику нужно внимательно присмотреться. Крупные проекты не начинаются без качественного планирования. Решение может найтись и для такого клиента. Все что ему нужно, это готовая CMS магазина с настроенным шаблоном, но по незнанию он начал свой проект не с того конца. Очень часто клиент желает одного, а нужно ему совсем другое. Хвататься за задачу не разобравшись, значит завязнуть в ней посередине, потратив несколько месяцев на постоянные переделки, и так и не закончить. Естественно, ни о какой оплате не будет идти и речи. Клиент не получил магазин, дизайнер замучился с переделками.

В некоторых ситуациях клиент не понимает зачем нужны наводящие вопросы о содержании каталога, баннера, сайта. Я ведь дизайн заказываю, делайте, а там посмотрим. Предложите варианты. Иногда такой клиент может сказать: «Я вам полностью доверяю, вы профессионал, делайте на свой вкус». Кажется мечта дизайнера? Но я гарантирую, как только вы сделаете все на свой вкус, окажется что у клиента масса чудесных идей и задумок, которые он просто «забыл» сказать до начала работы.

Заказ с невнятной задачей — это потенциально опасный заказ. При отсутствии задачи и четких договоренностей придется выполнить бесконечное количество правок. Правки сами по себе — это нормально. Однако в подобных заказах правки приобретают форму полной переделки с нуля. Сделать такое в рамках оговоренной цены невозможно. А пересмотр цены как раз и вызовет конфликт.

Вначале хочу посмотреть вариант

Иногда клиент хочет «посмотреть вариант», чтобы понять точно ли он ему подходит. В защиту такой практики я даже слышал высказывания некоторых дизайнеров. Мол, что плохого в том, что хочет увидеть результат, а заплатит потом. О необходимости предоплаты, думаю и писать не нужно. Существует огромная разница между продажей товаров и продажей услуг. Товары хранятся на складе. Если товар не подошел клиенту, его можно вернуть и продать повторно. Хотя даже для возврата товара требуются веские причины (товар должен быть испорчен и т.д.).

Услуга не хранится на складе. Услуга занимает время. Сделать баннер занимает время. Сделать логотип занимает время. Клиент уверен, что покупает товар. Но самом деле он покупает время и возместить его невозможно. Время составляет заработную плату дизайнера и должно быть оплачено.

Чтобы выбрать хорошего дизайнера, существует портфолио. Чтобы сформулировать задачу, существует техническое задание. То что получается бесплатно, не ценится. В реальности же все еще хуже. Такие клиенты часто рассылают десятки предложений начинающим дизайнерам. Кто-то соглашается. В результате вы снова участвуете в конкурсе. Клиент возможно и заплатит тому, чей вариант приглянулся больше всего. Если нравится участвовать в конкурсах, зарегистрируйтесь на сайте 99 дизайнеров.

Остаток суммы после окончательных правок

Остаток суммы, как правило, выплачивается после финальных правок. И это нормально. Но иногда количество правок превращается в нескончаемый поток, который начинает увеличиваться до неприличия. Некоторые правки могут быть кардинальными и структурными. Переделывающими ключевые элементы работы и меняющие её смысл. А это возможность для очередного конфликта.

Клиент своими правками старается «исправить» работу. Обильное количество правок означает, то, что клиент работой глобально не доволен. Такая ситуация может возникнуть из-за невнятно составленной задачи, о чем мы уже поговорили. Недовольство клиента нужно понять и договориться о второй работе с нуля.

Порой проблема не в работе, а клиенте, за спиной которого стоит 10 советчиков. Переработка — это не плохо. Но переработка стоит денег, и с клиентом это нужно оговорить.

Когда клиент не платит?

Реальных и осознанных неплательщиков очень мало. Чаще всего отсутствие оплаты вызвано конфликтом интересов. Клиент не получил то, что хотел, а дизайнер уверен, что потратил время на выполнение работы, а время должно быть оплачено. Любую конфликтную ситуацию можно разрешить. Кто-бы не был прав в конкретной ситуации, но конфликтная ситуация не принесет добра ни клиенту ни дизайнеру.

  1. Старайтесь не работать по студенческим ставкам. Если по другому никак, повышайте квалификацию.
  2. Заранее договаривайтесь о работе, оговаривайте сроки, задачу и её суть. Начинайте работать только после полной ясности. Дизайн, это не игра в угадайку.
  3. Берите предоплату.
  4. Осторожно с «горящими» проектами. По возможности берите предоплату. Если такой возможности нет, выясняйте все контакты. Горящий проект — это всегда риск.
  5. Если проект зашел в тупик, предлагайте второй вариант с нуля.

Надеюсь, что вышеназванные рекомендации помогут начинающим дизайнерам обходить острые углы, не становиться жертвами манипуляций.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *