Как Look at Me зарплату не платит

Работать рабы, солнце еще не село. Месяц назад выяснилось страшное: хипстерское издание Look at Me по полгода не платит зарплату внештатникам. Не платит зарплату авторам и копирайтерам, не платит фотографам, не платит дизайнерам — все внештатники жалуются на полугодовые задержки зарплат. Больше всего пострадавших задели поездки руководства Look at Me в США и открытие там нового издания. Дело, в общем-то, рядовое. Финансовые сложности, нужно «немного подождать». А неделю назад ФНС потребовал признать Look at Me банкротами.

Теперь они не платят и налоги. В голову бы не пришло комментировать эти малоинтересные события, если бы не «письмо гнева» от руководителя Iconic MobileПока вы жалуетесь на задержки зарплат, ваши работодатели пашут.

“…И им нет смысла ничего объяснять, они лишь раковая опухоль в наше сложное время…” А. Поспехов (Iconic Mobile)

В заметке Алексей пишет о ленивых работниках, которые постоянно ноют и требуют зарплату. Заметку действительно стоит прочитать. Потому что даже сквозь строки читается, куда бы вел капитализм, если бы не эти проклятые государства, которые заставляют платить налоги, гарантировать отпуск, обеспечивать 8-12 часовой рабочий день и минимальную зарплату. Как говорится, нет такого преступления, на которое не пойдёт капиталист ради 300% прибыли.

Начало письма рисует перед нами этакого жадного и ленивого работника. Он ничего не делает, работодатель его только терпит: платит большую зарплату, но уволить не может. А все из-за проклятого социального государства, которое только мешает.

Остальные 70% письма посвящены образу героического предпринимателя, который не спит ночами, пытается на своем горбу все вытянуть (уж не ручное ли это управление?), получает порой даже меньше ленивого работника и уж точно не может в один миг всех послать и укатить в жаркие страны.

“… Их терпели работодатели, их терпел костяк самых уязвимых людей — тех работников, которые отдавали всех себя Делу, с большой буквы…” А. Поспехов (Iconic Mobile)

Перед нами обычная игра в наперсток. Суть манипуляции простая: жертву выставить виновником ситуации. Это не предприниматель виноват в задержке зарплаты. Виноват тот, кому зарплату задержали. Виноват копирайтер, виноват фотограф, виноват дизайнер. Хорошо ли они делали свою работу? Думали ли они о том как трудно их начальнику? Остались ли на вечер за свой счет помочь бизнесу малознакомого им дядьки? И если подумать, так ли хороши были эти фотографии, статьи, дизайн? Похоже что нет. Они не принесли денег на зарплаты, а значит «самивиноваты».

Ситуация ведь достаточно простая. Заказчику в квартиру поставили новые пластиковые окна. Работа сделана, и пришла пора оплачивать счет. Вместо этого заказчик начинает размахивать руками, называть установщиков окон раковой опухолью и вещать слезливые рассказы про свою загрузку, которые должны их пристыдить. Как посмели они заикнуться об оплате. Поставили окно? Ну и хорошо, молодцы. Но разве не видите, как клиент крутится, как он не спит ночами чтобы заработать на оплату вашего заказа? Человек ведь старается. Стыдно должно быть.

Манипуляция дешевая и некрасивая. Манипуляция через упреки (а сам-то ты хорошо работал?), жалость (посмотрите на меня, я пашу до ночи), перевод рабочих отношений в личные (начальник же твой друг, “мы же в одной курилке Путина ругали, забыл?”,  “друзья в тяжелые санкционные минуты протягивают друг другу руку помощи”, “подожди, потерпи, поработай пока даром” — все эти приемы известны.

Впору задать вопрос — может быть Алексей не так уж и не прав? Может быть работники действительно обленились и обожрались? Не спорю, возможно где-то так и есть. И здесь выясняется неожиданное.

Это не предприниматель виноват в том что его работники — “раковая опухоль”. Это не он их нанял на работу. Это не он не может их мотивировать на труд. Это не он дает им задачи, не он контролирует и принимает результат их работы. Предприниматель не при чем. Он жертва обстоятельств. Здесь можно посоветовать только одно: статью Дерека Сиверса “Это все из-за меня”.

Поставь Алексей в заголовок своей заметки более подходящий пример, его тезисы приобрели бы совершенно иной окрас. Но вот поставил в заголовок он пример весьма конкретный. Пример невыплаты подрядчикам денег за проделанную работу. Обвинил пострадавших в лени и недостаточном желании впахивать на чужого дядю за свой счет. Плавно перекинул мостик от не выплат зарплат в Look at Me к ленивой раковой опухоли работничков, которых приходится терпеть. Корректны ли подобные заявления? Уверен, что нет.

Трудности предпринимательской жизни мне близки и понятны. Практически 2 года я работал на себя. Работал порой с 12 утра до 5 утра следующего дня и прекрасно понимаю что означает “работать как раб на галерах”. Сейчас соединяю фриланс и постоянную работу. Отвечаю как перед студией, где работаю, так и перед своими частными клиентами. И если я безграмотно рассчитал свои силы и не успеваю по срокам — это моя зона ответственности.

А теперь развернем эту ситуацию зеркально. Представим, что студия берет деньги за заказ и проваливает все сроки. Проваливает их на месяц, на два, на полгода, получив при этом почти полную оплату работы. Наконец заказчик справедливо прижимает нерадивых исполнителей, но вместо возврата оплаты, руководитель студии выступает с заметкой на полях интернета. В заметке клиенты — раковая опухоль, они платят мало и хотят слишком много за свои копейки. Оплатили заказ? И что? У нас много работы, мы зашиваемся, хватит нас душить своими сроками. Ситуация “Вас много — я одна. Почта России”.

Нравится? А ведь все просто. У каждого своя зона ответственности. И зона ответственности фотографа — сделать хорошие фотографии для издания в срок. Зона ответственности дизайнера — сделать баннер. Автора — написать хорошую статью. И если изданием Look at me эта работа была принята, значит она была сделана корректно и плодами трудов подрядчиков издание, что называется, воспользовалось.

Область ответственности подрядчиков — выполнить работу качественно и в срок, а область ответственности руководства Look at me — заплатить за плоды их трудов, которые они приняли, которыми они воспользовались. Как мы видим, работники со своей задачей справились. А предприниматель со своей — нет.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *