Дизайн сайта в стиле Apple

За последние 5-7 лет у сайта Apple нашлось масса последователей и подражателей. Об этом свидетельствует как популярность этого сайта, так и масса клонов и подражателей. Отзывы об этом дизайне примерно следующие: большинство считают дизайн сайта простым и не более. Есть те, кому он приглянулся.
Их доводы определенно основаны на чувственной оценке модных продуктов корпорации. Те, кто считает сайт Apple непривлекательным, часто оценивают отдельные элементы.

Дизайн сайта apple.com июль 2013

Используется ли стиль Apple в дизайне сайтов? Часто интересным для заказчика будет клон Apple Store. Подход прагматический — тут просто делают “как в Apple”. В блоге Саши Окунева (пост с неблагозвучным названием — 10 сайтов, которые сп*ли дизайн у Apple собраны работы дизайнеров, просто скопировавших некоторые элементы стиля сайта-донора.

Срисовано и вставлено

В этих сайтах никак не реализуется заданная стилистическая направленность, все замещает срисовка привлекательных компонентов.

Есть и иной подход, который явно состоялся. Можно найти очень интересные сайты, выполненные в концепции эппловского сайта. Считается, что эти сайты воплотили собственные идеи, используя подходящие решения исходного первообраза. Тут требуется уточнить, что дело сводится к использованию некоторых подходов, вдохновивших дизайнеров. Наибольшее количество сайтов, на которые оказал влияние apple.com я нашел в статье «40 Apple Inspired Website Designs for Design Inspiration», датируемой еще концом января 2010 года, поэтому некоторые примеры уже не подходят. Известный журнал coolwebmasters.com опубликовал статью, в которой перечисляются 25 сайтов.

Среди публикаций на тему влияния Apple, можно привести хаб от апреля 2011 года, являющийся переводом. Хаб имеет громкое название, но ничего в принципах не проясняет. Что мы узнаем о влиянии яблочного сайта на веб-дизайн?  Прежде всего, приведена ретроспектива метаморфоз дизайна самого эппловского сайта с 1996 по 2008 года.

22.10.1996

31.12.2008

Выделяются такие особенности дизайна сайта Apple:

  • минимализм;

  • большое изображение актуального продукта, слоган и сопровождающие ссылки на другие статьи;

  • использование сетки в разделах, где необходимо предоставить больше информации;

  • строгая иерархия;

  • интерактивность без использования flash.

Минимализм достигается за счет использования больших площадей белого пространства вокруг контента, что позволяет снизить зрительное напряжение и обеспечить четкое разделение графики и текста. Большое изображение продукта вместо нескольких маленьких картинок с одной стороны отодвигает цену и характеристики на второй план, но активно способствует созданию первого приятного впечатления и запоминающегося зрительного образа. Пирамидальная иерархия с использованием сетки позволяет организовать информацию. Также упомянуто о влиянии на дизайн сайтов и приложений уникальных элементов интерфейса, используемых в приложениях платформ ОС от Apple. Собственно и все. Просто перечислены особенности дизайна сайта apple.com. Примеры вообще не рассмотрены, есть только ссылки.

Интересный пример, приведенный в комментариях.

В статье Артема Морозова поднимается проблема, что значит для дизайнера «сделать в стиле Apple»? Тут речь уже не идет о клонировании, т.е. не “сделать как в Apple”. Иначе говоря, чего ожидает заказчик получить в результате, имея только представление о каком-либо брендовом продукте. Стилистика Apple утверждает главенство качества продукта. «Это не только технология, не только упаковка, но и реклама, и витрина, и веб-сайт и текст на сайте». Поэтому и этот автор переходит к дескриптивным сентенциям с тем, чтобы показать выразительные приемы, используемые для создания «хрупкой магии стиля Apple». По сравнению с вышеприведенным описанием, все изложено яснее:

  • качественные фотографии продуктов. Фотографии достаточно крупные и выполнены в одном стандарте, что позволяет пользователю как сразу определить, что данное изображение является образом определенного продукта так и рассмотреть некоторые детали на изображении.

  • воздушность. Белый фон контентной области придает ощущение чистоты и легкости. Целостность страницы выступает светло-серый фон с тонкой рамкой.

  • типографика. На сайте используются шрифт из семейства Lucida. Характерно, что большие заголовки являются изображениями, а не текстом.

  • блики и градиенты, оставшиеся от графического интерфейса ОС Мас. Пережиток наблюдается повсеместно.

  • контент. На сайте все наполнение касается исключительно продуктов, поэтому нет ничего постороннего.

  • эффекты. На сайте часто используются динамические эффекты с тем, чтобы показать преимущества продуктов.

  • скругленные углы.

Главное, заключает автор, рассмотренный подход годится для презентационных сайтов. Здравая мысль – «нельзя повторить стиль, руководствуясь лишь визуальными ориентирами». Итак, применительно к примерам можно сказать что эти сайты сделаны в стиле Apple только лишь по причине наличия тех или иных графических элементов. Однако, в статье снова все сводиться к способам передачи информации на известном сайте и не более.

Все названные приемы можно вполне рассматривать в рамках генеральной линии – качество контента. В статье «7 Lessons Apple Can Teach Us About Persuasive Web Content» сделан именно качественный анализ стиля Apple. Рассмотрим методы, которые позволяют оказывать влияние на поведенческие факторы:

1. Информация рассчитана на посетителей, которые только лишь просматривают страницу, выбирая отдельные слова.

Необходимо придерживаться 3 основных правил:

  • Использовать в заголовках большой размер шрифтов с целью выдвинуть на первый план основную идею сообщения.

  • Перед параграфами обязательно должны присутствовать подзаголовки.

  • Нужно следовать правилу «перевернутой пирамиды» для структурирования текста. Это правило используется как для отдельного параграфа, так и для всех параграфов.

Также рекомендуется маркировать все важные пункты.

2.  Нужно также помнить о читателях, предпочитающих читать текст целиком.

Для этой цели необходимо сделать текст легко читаемым, соблюдая несколько правил:

  • Короткие абзацы. Параграф может состоять из одного предложения.

  • Короткие предложения. Можно начинать предложения с частиц речи.

  • Простые слова. Следует использовать больше коротких и понятных слов.

Касаемо технической информации действуют противоположные правила, поскольку большие и трудные технические объяснения повышают доверие.

3. Дизайн должен пробуждать интерес и значит, побуждать читать. Дизайнеры Apple используют следующие правила:

  • Использование свободного пространства позволяет выделить контент и обеспечивает легкий переход к следующим отрывкам информации.

  • Изображения и текст, размещаемые переменно по вертикали, вызывают большой интерес.

  • Призывы к действию выделяются на фоне основного текста цветом. Для этой цели на сайте apple.com используются синие ссылки, снабженные пиктограммами.

  • Для привлечения внимания к определенным особенностям продукта используются нестандартные начертания шрифтов.

4. Необходимо повышать конверсию т.е. убедить посетителей совершать целевые действия. Используются несколько техник убеждения:

  • Следует использовать убедительные слова, которые не вызывают критики.

  • Потребуется преодолевать возражения, что значит понять причины, затрудняющие действия.

  • Нужно предоставить доказательства для повышения доверия.

  • Необходимо уважать покупку. Для своих покупателей Apple предоставляет переход в магазин, для тех, кто еще не готов купить имеется возможность сравнить модели или обратиться в консультационный центр.

5. Каждая страница – целевая. Посетитель должен получить целостное представление о странице и иметь возможность действовать.

6. Чтобы показать особенности товара нужно использовать визуальные образы.

IPhone5 Его любят очень многие. Потому что это очень легко.”
Образец контента Apple.

Все названные правила позволят показать высокое качество продукта, поэтому можно считать, что тут описано то воздействие, которое оказывает на посетителей контент сайта.

Еще один неплохой материал, на этот раз эксперимент применить некоторые подходы эппловской стилистики к персональному блогу. Автор «Флагмана Базарова» решает оформить свои посты в духе сайта Apple. Вот какие особенности ему удалось подметить в оригинале:

  1. Простая сетка, минимум блоков и малые промежутки между ними. Кратность относительно текста и типографика. Вот несколько несложных правил, применяемых создателями сайта.
  2. Цветовое решение – белизна фона контента и контрастность по отношению к фону, определяемая значением информации. Это позволяет легко находить на странице основные элементы.

Статья не совсем свежая, поэтому некоторые перечисленные в ней показатели уже не соответствуют фактам. Но если не принимать во внимание частности, принципы apple-дизайна становятся доступными для количественного анализа.

  1. В основу положена типографика. Использован шрифт 12px, отчего высота строки составит 18px. (классика – 18/12=1,5). Таким образом, заголовок H1 будет высотой в 2 строки, заголовок Н2 – высота строки 18px а равно и кегль а также отступ сверху и снизу + 9px и + 9px. Отступ от параграфа снизу также составляет 18px. Отступы соответственно образуют ряд 4,5px 9px 18px 36px 72px. Итак, создается вертикальный ритм для всей страницы в 18px. Гармония Apple – это кратность высоте строки. Используется 16-ти колоночная модульная сетка 960gs. Толщина всех линий в большинстве случаев равняется 1px.

Цвета на сайте также имеют значение, поэтому их использование не является случайным.

  1. Наиболее отчетливо на фоне контрастирует меню. Цвет «мокрый асфальт» также контрастирует с белым цветом шрифта. Ссылки и кнопка «Купить» выполнены в цвете «электрик». Используется много градиентов с целью придания дополнительного объема. Внутренняя часть блока поднимается над фоном за счет легкого перехода от белого до цвета «бороды Абдель-Керима». Блок очерчен контуром, который темнее фона на 80%. Все это обеспечивает ощущение легкости.

Собственно сейчас оформление претерпело ряд изменений, но очевидно, что основные принципы сохранены. Как видим, автор собрал требования к дизайну сайта и обеспечил визуальным ориентирам количественное измерение.

Предпринятый выше качественный анализ утверждает правила, точнее описывает действие в рамках соблюдения принципов. Увы, но постулируемый ранее принцип не таковым не является, поскольку «сделать в стиле Apple» означает только «сделать качественно». И совсем неясно что и как делать.

Кажется, мы попали в тупик. Но выходом будет обратиться к более серьезному исследованию. В качестве такового я выбрал книгу «Уроки дизайна от Apple», написанную Джоном Эдсоном. Перепечатывать отрывки из книги не имеет смысла, поэтому я позволю себе сделать некоторые замечания.

Итак, Эдсон пишет, что если нам нужен такой же дизайн как у Apple, нам придется следовать нескольким серьезным правилам. Для цели этой статьи я позволю себе изменить их порядок и сократить количество.

Правило 1

Развивайте чувство сопереживания и культуру дизайна, ориентированного на пользователя. При этом следует дать своему дизайну собственный голос. Эдснон пишет: «Apple освоила диалог и беседу дизайна и отчетливо говорит собственным голосом и с собственной точки зрения». Голос Эппла – просто красиво, что значит без излишеств и функционально. Думаю, читателю известно немного о UX/UI и кто-то хорошо понимает смысл веб-проектирования. Чтобы не быть многословным, рекомендую начать с книги «Алан Купер об интерфейсе. Основы проектирования взаимодействия». Отсюда Вы вполне подробно узнаете для чего персонажи, что такое эмпатия и зачем нужны контекстные сценарии, о которых пишет Эдсон. Есть система достаточно основательных принципов, сформулированных Нильсеном и Моличем, которые принято называть «эвристиками Нильсена». Дело в том, что недостаточно найти целевую аудиторию и описать использования персонажем интерфейса. Необходимо чтобы каждый разработанный интерфейс соответствовал некоему стандарту. По мнению одного из ведущих юзабилитистов России Дмитрия Сатина Apple допустила «детские» ошибки в разработке интерфейсов, нарушая эвристики Нильсена. Собственно, Сатин говорит о Мак ОС но это ведь «яблочный» продукт. Можно сказать, что это случайная оплошность, но разве специалисты Эппла не осведомлены о простых вещах? Считаю, что это и есть тот самый «голос дизайна Apple». Кстати, на сайте тоже есть ряд неудобств, но не уверен, что их исправят (сейчас большим неудобством по моему мнению является параллакс скроллинг на странице Мас Pro).

Правило 2

Признать важность дизайна. Именно дизайн является ключом к установлению прочной эмоциональной связи с пользователем. Но помимо дизайна у того же сайта  apple.com есть определенная цель. Невероятно вообразить, что этот сайт создан просто для удобства использования! Цель вполне очевидна и достаточно вспомнить, как выше было указано, что этот дизайн годиться для презентационных сайтов, иначе маркетинговых продуктов. Эдсон пишет, что для Apple маркетинг и есть сам товар. Именно товар есть есть рекламное сообщение, чья убедительность создается высоким качеством является частью повторяющегося шаблона. Таким образом в отношении требований к контенту можно выделить 3 основополагающих принципа:

  • СООБЩЕНИЕ. Сообщение или реклама и есть сам товар.
  • КАЧЕСТВО. Исключительный уровень продукта.
  • ПОВТОРЕНИЕ. Последовательность сообщения и улучшение качества.

Как мы можем догадаться дизайн не играет самостоятельной роли и не может быть «дизайна ради самого дизайна». Дизайн есть средство. Поэтому понятно утверждение Эдсона, что Apple сделал дизайн «самой важной отличительной характеристикой своих товаров и услуг». Осталось только постулировать все 3 принципа эппловского дизайна:

  • КРАСОТА. Это эстетическая привлекательность, которая вызывает эмоциональный отклик у пользователя. Автор выделяет 3 критерия красоты: тонкость – визуальная иллюзия, обеспечивающая изящество, осязаемость – твердость и отзывчивость и простота.
  • ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТЬ. Означает решение задач удивительным образом. Ее критериями являются: очеловечивание – естественное взаимодействие, мастерство – инструменты как средство достижения дизайнерских задач, элегантность – простота решения сложных проблем.
  • ХАРИЗМА. Характеризуется как загадочность наряду с интересом к потребностям пользователя.

Возможно, сказанное покажется слишком спекулятивными, но оно вполне обретает реальные очертания в руках UX-дизайнера.