Дизайн денег или гильош в Иллюстраторе

Представляю вам свой перевод потрясающего урока дизайнера иллюстратора Alberto Kaiser Sosa. В этом уроке очень подробно описан процесс создания гильошового узора для дизайна денег и важных документов. Гильош с давних пор используется для создания замысловатых узоров и защитных техник. В этом уроке вы научитесь их делать самостоятельно в Adobe Illustrator.

В этом уроке вы научитесь создавать защитные сетки из гильоша, художественный прием, который обычно применяется для дизайна банкнот, денежных единиц, документов для предотвращения подделки.

Гильошовый задний фон

Согласно Википедии Гильош является орнамент из декоративных волнистых линий, переплетающихся между собой специальным образом. В полиграфии гильешовую технику применяют для нанесения защитных сеток на документы или денежные купюры. В наши дни для построения гильошей используют компьютеры, а ранее использовали специальные гильоширные машины. Гильошивая машины была способна создавать повторяющиеся узоры (паттерны) в том числе и на металлической поверхности.

Само собой, гильош не забыт и сегодня, хотя работу взял на себя компьютер. Гельошевые сетки можно встретить на чеках, счетах, билетах, ID картах, паспортах, лицензиях и прочих важных документах. Преимущественно, конечно, в дизайне бакнот.

Древнее искусство гильоша до сих пор живо в связи с необходимостью проверки подлинности важных документов. Существуют целые компани, занимающиеся исключительно дизайном гильошевых сеток.

Он лайн генератор гильоша

Странствую по поисковикам вы найдете множество гильошевых изображений и техник. И даже некоторые бесплатные приложения для их создания. Например Генератор Гильошевого паттерна позволяет вам создавать гильошевый узор прямо в интернете, но экспортируется только в JPG и низком разрешении. Какой же в этом смысл? В любом случае, тренироваться создавать такие узоры полезно. С каждым узором приходит понимание механики гильошевой техники:

Гильошевый софт I: Excentro (Мак)

Excentro — гильошевоя программа для Маков. В этой программе можно создавать различные элементы гильошевого узора. Приложение очень самодостаточное, стоит ни много ни мало 500 американских долларов.

Гильошевый софт II: GuardSoft Cerberus

Другое приложение Cerberus GuardSoft  специализируется на компаниях, связанных с изготовлением банкнот и документов. Цена программы не публикуется, но определенно она значительно выше чем Excentro.

В нашем уроке мы создадим фиктивную защитную сетку, которую можно использовать на дипломах, сертификатах или накатках для дисков. Так как количество узоров, которые можно сделать в Иллюстраторе бесконечно, мы рассмотрим лишь некоторые основные приемы и техники, которые вы сможете внедрить в ваш собственный дизайн и создать свои собственные паттерны.

Рабочая область для гильоша

Одно из самых главных условий работы с гильошем является создание специальной сетки Grid, которая поможет нарисовать объекты максимально точно. Разрешение рабочей области тоже имеет большое значение, как и направляющие, отмечающие центр гильоша.

Затем мы создадим новое рабочее пространство 800 на 800 пикселей. В настройках Edit > Preferences мы установим размеры unit в пикселях, и размер сетки Grid. Нам нужна сетка по 100 пикселей, поделенная на под сетки по 10 небольших 10ти пиксельных областей. Используйте не очень темный цвет сетки, чтобы она не мешала вам создавать узоры для банкнот.

Создаем первую фигуру

Так же очень важно, чтобы Иллюстратор крепил объекты к сетке. Иначе вам постоянно придется её скрывать и открывать.  В ходе работы будут некоторые механические задания, требующие максимальной точности. И именно поэтому вам нужно включить автоматическое крепление View > Snap to Grid.

На рабочей области 800 на 800 пикселей и 10ти пикселевой сетке в самом центре мы нарисуем овал 80 на 200 пикселей в высоту, выравненный по вертикальной направляющей и касающийся верха рабочей области.

У овала нет заливки, только обводка stroke размером в 0,25 points и черный цвет 80% насыщенности.

В самом центре документа (мы спрятали направляющие для лучшей видимости) нарисуйте крестик, который поможет вам проворачивать овал по окружности.

Нажмите ALT+SHIFT и переместите копию овала на противоположную сторону. ALT продублирует фигуру, а SHIFT выравняет её по вертикали. Сгруппируйте все объекты CTRL+G

Выделите оба овала и крестик, и двойной клик по инструменту Rotate Tool. Это откроет его диалоговое окно. Мы прокрутим группу объектов на 2 градуса, постоянно дублируя объекты.

Частая комбинация клавишь, которую мы используем в этом уроке CTRL+D. После того как вы провернули фигуру один раз, нажимайте CTRL+D чтобы повторить предыдущую операцию.

Мы обогнули 360° окружности проворачивая два овала и создали базовый узор гильоша. Крестики можно удалить. Удалите их инструментом Group Selection Tool в том случае если вы группировали объекты.

Нам нужно чтобы паттер не представлял из себя элементарную фигуру. Поэтому мы удалим часть овала. Кликните по первому овалу. Этот овал должен был быть сгруппирован с противоположным овалом. Удалите группу.

Двигайтесь по часовой стрелке. Удаляйте одну группу и пропускайте шесть. Это действие оставит равные промежутки между овалами.

Финальная стадия нашей работы. Теперь узор не примитивен. Он выглядит более усложненно. Возможно далее мы изменим и обводку фигур, но для начала давайте создадим все необходимые элементы дизайна наших денег.

Создаем вторую фигуру дизайна денег

На новом слое мы закроем созданный узор окружностью 740 пикселей в диаметре. Заполнение белым цветом. Толщина окантовки 0,25 pt и черный цвет 80%

Теперь создайте копию, которая была бы на 97% меньше. Выберите окружность и сделайте двойной клик по инструменту Scale Tool. Опять же делаем копию объекта и сохраняем предыдущий.

Переходите в  Window > Pathfinder, выберите оба круга и нажмите команду Divide. Эта команда разрежет фигуры на два отдельных объекта.

Разгруппируем новый объект Object > Ungroup затем выделим внешнее кольцо. Вырезаем его и делаем Paste на новый слой.

Между кольцом и окружностью повторяем задание с узором по окружности. На этот раз размер окружностей меньше.

Так как окружности меньше и уже, паттерн будет сидеть плотнее. Повторите операцию командой CTRL+D. Настройки те же 2 градуса по окружности 360°

Как видите получается не так уж плохо. Сейчас мы создали типичный гильошевый паттерн. Далее мы усложним узор.

Рисуем внутреннюю звезду

Нарисуем 36 конечную звезду. Выберите инструмент Star tool кликните точно в центр рабочей области и забейте настройки следующими размерами и цифрами.

Смажем края звезды эффектом Effect > Stylize > Round Corners

Выберите радиус 20 пикселей в диалоговом окне.

Иллюстратор создает внешность объекта с помощью Appearances. Appearances — записывает эффекты и создает стиль объекта не применяя эффект напрямую. Фигура выглядит смазанной но на самом деле её края такие же острые как и раньше. Живой эффект Round Corners просто скрывает их. Далее мы издавимся от Appearances но пока пускай фигура остается как есть. Нам нужно лишь скопировать её и продублировать новую фигуру меньшего размера на 50%. Выделите звезду, нажмите Rotate tool и введите следующие значения.

Применяем Blend

Теперь мы поработаем с инструментом Blend Tool. Выберите обе звезды, а затем кликните по кромке большой звезды.

Далее кликните по меньшей фигуре. Вы сами увидите как фигуры смешиваются друг с другом. Между ними создана ещё одна дополнительная фигура, но это мы сейчас подправим.

Двойной клик по инструменту Blend tool откроет его настройки. Установите 30 шагов для блендинга.

У нас получился классический Гильош: устрица.

Выберите обе звезды и разложите эффекты через Object > Expand Appearance Теперь мы можем скопировать самую большую звезду в новый слой.

Внешний контур гильоша

Теперь мы добавим толщину окантовки в 9 pt и конвентируем линию в кривую Object > Path > Outline Stroke

Выбрав инструмент Eyedropper Tool мы можем кликнуть по другому элементу урока, и задать окантовке те же значения. Для начала выделите нужную фигуру, а инструментом Eyedropper Tool кликните по той, с которой нужно перенести значения, чтобы добиться того же стиля.

Усложняем узор

Теперь нарисуем простую линию в диаметр звезды. Выберите инструмент Line Segment tool и нарисуйте вертикальную полоску точно по центру фигуры.

Так как звезда 36 конечная мы поочередно прокопируем линию 36 раз разворачивая её на 10 градусов по всей окружности.

Помните о команде CTRL+D которая повторяет последнее действие.

Теперь сгруппируем все линии в один объект Object > Group и сделаем копию этого объекта, развернув её на 5°

Эта операция заполнит пространство между линиями другими линиями. мы немного уменьшим их, чтобы они не выпадали за пределы области звезды.

Теперь выберем первый пак с линиями и изменим толщину окантовки на 3 pt. Цвет тоже поменяем, с черного на белый.

Наконец сделаем копию самого маленького круга на тот же слой. Скопируйте его поверх всех объектов и проверните на 5 градусов, чтобы края звезды совмещались с черными линиями.

Ядро дизайна

На новом слое мы создадим  новую окружность 200 px черного цвета 80% насыщенности. Кликните по Ellipse tool и введите следующие параметры. Затем разместите круг по центру.

Сейчас мы воспользуемся очень интересным инструментом Иллюстратора. Эффект называется Scribble. Идите в Effect > Stylize > Scribble  при выделенной окружности.

В диалоговом окне эффекта Scribble введите следующие значения. Это действие создаст симметричные кривые поверх окружности.

Нехитрыми действиями мы добились сферического эффекта фигуры и Муарового узора. Используя этот эффект и играя с настройками вы найдете много интересных применений Scribble tool в гильошевых узорах.

Текст по кривой

Создаем окружность 660 px инструментом Ellipse Tool. Выберите инструмент и кликните по рабочей области чтоб вызвать диалоговое окно. Как только окружность создана её можно легко выравнять по центру следующим трюком. Нажмите CTRL+1 Затем нажмите CTRL+X чтобы вырезать фигуру и CTR+V. Фигура скопируется прямо по центру.

Увеличим толщину окантовки до 80 pt с черным цветом 80% насыщенности.

Теперь нарисуем новую окружность для того чтобы пустить по ней текст. Новая окружность будет 645 px в диаметре.

Выберите инструмент Type on a Path Tool  и кликните по верхней части окружности. Окружность превратится в поле ввода текста, можно печатать.

Шрифт Times New Roman Bold, размер 21 pt. Пишите текст, затем выделяйте его инструментом Type Tool. Затем копируйте CRTL+C и дублируйте несколько раз CTRL+V

Чтобы откалибровать расстояние между первым словом и последним введем расстояни между текстом text tracking 33. Это значение зависит от выбранного шрифта. Смысл в том, что нам нужно создать беспрерывный текст по окружности.

Буквенный элемент

Воспользуйтесь новым слоем для каждого объекта, которые мы создавали. Это поможет вам редактировать фаил в конце. Теперь введите букву V шрифтом Times New Roman Bold и размер 450 pt

Затем конвертируйте её в кривую Type > Create Outlines.

Сейчас мы создадим волнообразный узор, чтобы заполнить букву. Выберите инструмент Line Segment tool и кликните по экрану, чтобы попасть в диалоговое окно. Введите значения. Добавьте 0,25 pt толщину окантовки и 80% черного. Нажмите SHIFT+ALT и продублируйте линию немного ниже. Затем продублируйте это действие CTR+D

Выберите эффект Effect > Distort & Transform > Zig Zag. Введите соответствующие значения и кликните ОК.

Мы используем букву V как маску, для паттерна. Скопируйте V, которую мы создали ранее поверх линий. Вберите и букву и сгруппированные заранее линии и нажмите Object > Clipping Mask > Make или команду CTRL+7

Чтобы линии показывались корректно заливку контура надо поменять на белый цвет. Выберите объект без маски инструментом Groupe Selection Tool.

Создадим ещё один паттерн для заполнения буквы V. Нарисуйте окружность 280 пикселей, выравняйте по вертикальной направляющей на 60 пикселей ниже верхней части документа.

Выберите Rotate Tool и кликните по нижней части окружности. Так вы поменяете нахождение оси, во круг которой работает инструмент окружности. Проделайте тоже самое,  нажав при этом ALT. В диалоговом окне введите значение 6° и копируйте объект по окружности.

Воспользуйтесь CTRL+D чтобы продублировать последнее действие по 360° окружности.

В результате получится вот такая фигура. Новый узор, который обычно используют в гильошевом дизайне. Поменяйте цвет обводки на белый.

Измените толщину обводки до 0,5 pt чтобы получить лучший контраст с волнистыми линиями, которые уже встроены в паттерн. Мы замаскируем узор точно так же как замаскировали волнистые линии.

Командой CTRL+ вы можете рассмотреть все детали буквы V. Подобная комбинация кривых используется в гильоше очень часто.

Мы скопируем букву V на новый слой чтобы создать окантовку вокруг буквы. Выделите её и включите Object > Path > Offset Path. Введите следующие параметры в окно.

Сдвиг кривой создает новую фигуру позади оригинала и сгруппирует обе фигуры. Нам нужна только одна фигура, поэтому мы разрежем. Переключитесь в пасфаиндер Window > Pathfinder и выберите команду Devide. Эта команда обрежет объекты и мы сможем избавиться от внешнего вектора, чтобы оставить остальное.

ALT+SHIFT чтобы создать копию чуть выше и левее, для создания трехмерности. Зальем фигуру черным и белым. Толщина окантовки 0,25 pt

Стилизацию дизайна денег

Закончим дизайн элемента денег добавлением градиента на заднюю фигуру звезды. Так как звезда состоит из двух объектов, соединенных инструментом Blend Tool то любые операции с внешним объектом изменят и внутренний. Зальем большую звезду серым цветом 20% и белой окантовкой 0,5 pt

Подкорректируем окончательный тест нашего дизайна денег. Нарисуйте внутреннюю окружность 300 пикселей и выравняйте по центру.

Скачайте и проинсталируйте Долларовый шрифт.

Выберите Type on a Path Tool и пустите текст по окружности с новым шрифтом и размером в 21 pt.

Выберите новый контур текста и двойной клик по инструменту Type on a Path Tool. В появившемся диалоговом окне выберите Flip чтобы текст шел по внутренней части контура

Инструментом Selection Tool выберите небольшую линию у начала текста. Это позволит вам перемещать текст по кривой и поставить его в правильное место.

Так как буквы не должны перекрывать символ V, я поставил пару пробелов между словами.

Если по каким то причинам текст не заполняет всю окружность увеличивайте расстояние между буквами tracking.

В конце добавим надписи немного тени Drop Shadow. Откройте эффект Effect > Stylize > Drop Shadow

Изменим значение блура до нуля, так как мягкие тени не используются в Гильоше. Введите значения и жмите ОК.

Окончательный вариант

Наконец мы получили рислистичный Гильошевый дизайн денег с помощью Иллюстратора. 80% черного цвета придает гильошу мягкость. Попробуйте раскрасить каждый слой в разный цвет и посмотрите что у вас получится. И не забудьте немного поиграть с копированием и поворотом Rotate простых фигур, чтобы получить ещё больше новых узоров и кривых.  Удачи в экспериментах и работе с узорами!

P.S. В поисках векторных изображений? Бесплатный векторный клипарт можно найти на сайте о графике вебмастеров и дизайнеров AveWeb.Ru


  • Alexey Smirnov

    Если в генераторе,указанном в начале статьи (http://2008.sub.blue/projects/guilloche.html) нажать правой кнопкой по рабочей области, нажать Print Guilloche и выбрать в качестве принтера Adobe PDF, то сохраниться PDF-файл с вектором внутри. Далее открываем в Иллюстраторе и делаем с ним все, что хотим.