Что такое Вексель Арт?

Представляю вашему вниманию мой перевод уникальной для рунета статьи на тему Вексель Арта автора Sharon Milne. Термин Вексельное рисование в русскоязычной части интернета пока не знаком. Из этой статьи вы узнаете что такое векторное рисование и растровое. И чем вексельное отличается от обоих. Впрочем, читайте сами.

Что такое Вексель Арт?

Понятие Вексель арт упоминается на множестве веб сайтов, посвященных как векторной графике, так и вексельной. Тем не менее понятие вексельной графики до сих пор распространено мало. А вы знаете что это такое? В этой статье мы поговорим о Вексельном рисовании.

Я собираюсь давать вам широкий обзор темы вексельного искусства. Что это такое и с чем его едят. А так же, чем оно отличается от векторного искусства. Местами я не смогу избежать технических терминов, так что готовьтесь. Мы поговорим о векторной графике, растровой графике и их отличиях друг от друга. А затем плавно перейдем к векселю.

Сегодня происходит небольшое недопонимание сути вексельного искусства. Это нормально, понятие все же новое. Недопонимание перерастает в идею о том, что вексельное искусство это растровая фотография, трассированная в векторе, что в корне не верно.

Что есть векторное и растровое искусство?

Чтобы понять суть вексельного искусства необходимо понять суть векторного и растрового. Многие люди уже понимают эти отличия. Но давайте предположим, что вы пришли в мир дигитального арта впервые. Чтобы лучше разобраться начнем с азов.

Что такое растр?

Когда мы говорим о растре, мы говорим об искускусстве основой которого являются пиксели. Пикселем является отдельный квадратик графики, который может быть больше или меньше. Это зависит от разрешения графики, так как пиксель по сути величина виртуальная.

Изображение на экране состоит из таких квадратиков, и, собственно из них и строится изображение на наших мониторах. Вот небольшой эксперимент, который вы сами можете проделать. Выберите любую фотографию в формате JPG/GIF/PNG и откройте её в любой программе для графики. Затем приблизьте изображение допустим до 1000%. То есть в 10 раз ближе от оригинального размера.

Вы увидите, что изображение состоит из маленьких квадратиков. Это и есть пиксели. Растровая графика базируется на пикселях.

Вот второй эксперемет, который вы можете проделать с вашим JPG/GIF/PNG фаилом. Измените размер изображения в сторону увеличения на 1000%. На этот раз я имею ввиду не визуальное изменение при помощи лупы, а реальное физическое изменение. В Фотошопе это можно проделать командой Image > Image Size. Подробно о которой написано в статье Разрешение в Фотошопе. Теперь наше изображение стало супер большим.

Ну что, смотрится симпатично? Результат увеличения растрового изображения — смазанные размытые края. Теперь перейдем к техническим подробностям. Сейчас я расскажу почему так происходит.

Графическая программа думает пикселями. Фаил, определенно подсказывает что вот этот пиксель должен быть белым, следующий черным — и он очень щепетилен на счет этого. Тем не менее, когда вы увеличиваете размер картинки, для программы это становится большой дилеммой. Допустим у вас было изображение 2 на 2 пикселя, а увеличили вы до 20 на 20 пикселей. Программа должна просто выдумать дополнительные пиксели, основываясь на тех, что уже есть. В одноцветных областях программа дополняет пиксели похожими по цвету. На контрастных участках добавляет пиксели промежуточного цвета. Через это получаются смазанные края.

Что такое вектор?

Говоря о векторе, продемонстрировать его особенности несколько сложнее на примере скачки и изменения размера изображения. Я вернусь к этому позже, а сейчас начнем с основ. Вектор строится на точках. Каждая точка соединена друг с другом линией (контур или путь (path), так это называется чаще всего). Несколько точек и контуров вместе образуют фигуру.

Представьте вектор на примере карты. Координаты будут точками. Проложенный маршрут из точки А в точку Б будет контуром или путем. А целая сеть координат, связанная друг с другом будет фигурой.

Ближе к делу: В векторной графике программа знает что точка А и точка Б производят линию. Эта линия может быть изогнутой, то есть кривой, и если так, то программа должна знать под каким углом изгибается кривая. Программа так же знает, что фигура, которая состоит из точек А, Б и С и её контура, должна быть, допустим, желтой.

Когда вы меняете размер векторного изображения, вы сообщаете программе, что хотите изменить дистанцию между векторными точками. Так как точки останутся в том же соотношении по отношению друг к другу, изображение не потеряет в качестве. Возвращаясь к примеру с картой, представьте что карта стала больше, но наши координаты остались в том же месте по отношению к карте и её размеру.

Когда я меняю размер вектора он пикселизируется?

Теперь, когда вы понимаете суть векторной и растровой графики, вам осталось понять ещё одну вещь. Главное недопонимание вектора заключается в том, что вектор, сохраненный в форматы JPG/PNG/GIF, должен масштабироваться якобы без потери качества. Но это не верно. Векторные фаилы сохраняются в других форматах (EPS/AI, и тд…). Конечно, слать такие фаилы друзьям затруднительно. Для отправки в веб подойдут форматы JPG/PNG/GIF.

Думайте об этом как о скульптуре, которую вы вытесали из камня. Скульптура готова, но вы хотите поделиться её изображением. Поэтому вы достаете свою мыльницу, делаете снимок и кидаете его в социальную сеть. Векторная программа делает примерно тоже самое. Она делает скрин векторного изображения и сохраняет его в дружелюбный для веб среды формат, например JPG.

Скрин отображается в пикселях, поэтому это наиболее удобный способ пересылать и делиться изображением с другими людьми. Когда вы открываете полученный таким образом скрин векторного изображения в графической программе и пытаетесь масштабировать его размеры, вы масштабируете не векторные точки, а пиксели. Ну а дальше вы получаете все те ухудшения графики и потерю качества.

Все что вы видите в сети не является векторным изображением.

Средства, техника и стиль

Поговорим о средствах, технике и стиле. Эти вопросы встанут достаточно остро, при обсуждении вектора и векселя. Что означают эти три термина?

  • Средство — когда мы ссылаемся на средства искусства, мы подразумеваем средства, которыми был создано произведение.
  • Техника — когда мы говорим о технике в искусстве, мы подразумеваем способы и методы, которыми было создано произведение.
  • Стиль — когда мы говорим о стиле в искусстве, мы подразумеваем внешний вид произведения. Как оно выглядит, какие ему присущи характеристики и особенности.

Давайте сравним эти три характеристики чтобы лучше понять о чем идет речь. Допустим мы рисуем на клочке бумаги карандашом простой набросок мультяшного героя. Набросок начинается из простых черточек и геометрических форм, затем переходит в более детализированный скетч. То есть:

  • Средством будет карандаш и бумага.
  • Техникой будет рисование простых черт и окружностей, переходящих в объемного сложного героя.
  • Стилем будет набросок мультяшного героя.

Исходя из этого мы видим, что вектор не более чем средство, в котором создается произведение.

Вектор похож на…

Некоторые люди полагают что вектор является стилем рисования. Это в корне не верно. Вернемся к примеру с карандашом. Если вы посмотрите на карандаш и клочок бумаги, то вы точно можете определить чем и на чем это нарисовано.

В случае с векторными программами, определить в чем именно нарисовано изображение не так просто. Градиентная сетка выглядит не совсем так же, как изображение, нарисованное при помощи аэрографа. Вектор — среда, а не стиль.

Так что такое вексель арт?

Вексель арт — это искусство наложения форм и линий, основанных на растровой графике. Его часто путают с вектором, так как его стиль схож с возможностью среды векторных программ. Но если масштабировать вексельную картинку, она неизменно потеряет в качестве, так как создана на основе растровой графики.

Теоретически, так как вексель и так похож на вектор, его можно создавать и в векторной программе. Например, для рисования лайн арта, пользуясь контурами (stroke) вместо фигур (shapes). Или использование градиентов и паттернов, которые содержат фигуры. Это не следует путать с использованием текстур.

Тем не менее, единственное, что нельзя рассматривать как вексель — воссоздание градиентной сетки. Это работа для аэрографа. Ключевое отличие вектора от векселя заключается в том, что вексель основан на растровых фигура. Это не вектор, он лишь похож на вектор.

Вексель как искусство

Вексельный тип дигитального искусства появился задолго до того, как ему придумали имя. Множество людей создавали вексельный арт, будучи под впечатлением от способов создания графики в векторе. Они пользовались растровыми слоями, инструментом Pen Tool или Лассо, выделяя области и заливая их цветом в программах типа Paintshop Pro или Photoshop. И хотя позже они переходили в векторную программу и рисовали в векторе, графика выглядела похожей.

После многочисленных дебатов и рассуждений о том, что такое векторный арт, люди начали осознавать, что долгое время рисовали не совсем то, что считали. Появилась необходимость классифицировать новое понимание искусства. Так и возник термин Вексельный арт.

Недопонимание и заблуждение возникло после того как масса молодых художников принялись загружать на стоки изображения, не уделяя вниманию его обработке. Они постеризировали картинку, трассировали её, создавая таким образом “квази” векторные изображения сделанные по быстрому. Это и начали принимать за вексель.
Чем не является вексельный арт

Векселирование — это работа со слоями и растровыми фигурами. Основываясь на этом мы уверенно утверждаем, что вексель, конечно, похож на вектор, но не является им. Есть ещё одно заблуждение. Считается, что вексель — векторное изображение смешанное с растровой графикой. Например векторные фигуры и растровые текстуры. И это тоже не верно.

Масса пользователей Фотошопа уверены что создают вексель только потому что пользуются инструментом Pen Tool и это тоже не верно.

Вексельное рисование и растровые программы

Есть ещё один фактор, которые путает многих пользователей при использовании графики на основе растра и графики на основе вектора. Разумно утверждать, что при использовании инструмента Pen Tool в иллюстраторе (векторная программа), мы создаем векторные фигуры. И следуя этой логике, когда мы используем тот же инструмент Pen Tool в Фотошопе, мы создаем растр?

Существует ошибочное мнение о том, что Фотошоп не способен производить векторный арт, свои фигуры он создает в растре, то есть это чистый вексельный арт. Это миф.

Векторные программы вроде Иллюстратора позволяют вам масштабировать изображение в реальном времени. При этом он сглаживает все углы и линии в тот момент, когда вы производите масштабирование.

Программы основанные на растровой графике устроены иначе. Когда вы увеличиваете объекты при помощи лупы, вы видите растровые края.

Тем не менее если вы зайдете в Image > Image Size и масштабируете изображение, Фотошоп масштабирует векторные элементы, сглаживая все края точно так же как Иллюстратор.

Зачем создавать вексель если можно создавать вектор?

Учитывая доступность векторных программ (например бесплатный Inkscape) зачем вообще создавать что-то, что только похоже на векторную графику, но не является ею. Причин много, но есть одна главная. Некоторым пользователям просто нравится работать с Pen Tool в Фотошопе. В конце концов они могут создавать столько векторных фигур для растрирования сколько им нужно. Сам исходной фаил будет растровым.

Я рисовал вексельные рисунки еще в Paintshop Pro 7.04. Дигитальное рисование было моим хобби. А на программы вроде Иллюстратор у меня просто не было денег.

Я рисовал фигуры инструментом Lasso Tool, а заполнял их ведром Fill Bucket. Позже я пересел на Pen Tool. В то время PSP 7.04 не справлялся с таким обилием векторных фигур и их приходилось переводить в растр.
Заключение

Поняв, что такое растровая и векторная графика вы поймете что такое вексельная графика. Почему же вексель не является вектором? Потому что он основан на растре.

Для тех, кто минул статью прямо к заключительной части, вексель не более чем растровое рисование, которое по структуре и стилю напоминает вектор. Вопрос техники стиля и среды открыт для дебатов. А что думаете вы?

Постовой: Качайте интересные экшены для фотошопа.